Вы здесь: ГлавнаяНовеллыСоциальная хандра

подростковый психолог

книги купить

Расписание

Дата\время

Тема

1,2,5,8,9,12,

15,22,23,29

июня

11.00*-16.00*

Приём психолога "Приват-критика" 

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективные продажи»

HIT

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективный менеджмент»

HIT

открытые

даты

10.00*-20.00*

Тренинг«Профессиональная ориентация»

3,6,7,13,14,

17,20,21,27

июля

11.00*-16.00*

Приём психолога "Приват-критика"

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

 Записаться на тренинг >>

15 июня 2015 года на приём  пришла Василиса, на той встрече я дала ей понять - какие у неё проблемы, что с ними делать, и какую профессию выбрать. Её призвание – архитектура. Через 5 месяцев у нас состоялась вторая встреча. В 2016 году Василиса нарисовала мне мультфильм «Дело адвоката»(он есть на сайте), а в августе 2017 года Василиса сообщила, что поступила в МАРХИ на архитектора - на бюджет.  

 Приглашаем вас, и ваших детей –подростков к психологу, ведь эта работа поможет решить массу вопросов и задаст правильные цели.

Отчёт – анализ  по методике «Приват – критика»

Заказчик:             «Социальная хандра»

Исполнитель:     Сурьева Наталия, психолог - консультант

Дата и время работы:  15.06.2015г, 15:10 –18:30*

Место встречи:  Кабинет психолога

Цели в жизни: 

  1. Создать хорошую семью

  2. Получить хорошую работу

  3. Хочу счастья и спокойствия. Счастье – это когда всё нравится: друзья, семья. Спокойствие – это стабильность, чтобы всё было без проблем

Цели нашей встречи:

  1. Разобраться с местом в жизни

  2. Выявить свои слабые стороны

  3. Научиться общаться с людьми

     Василисе «Социальной хандре»  пятнадцать лет. Она красивая, добрая, умная, стройная девушка. Василиса закончила девять классов с хорошим аттестатом. Окончила художественную школу. Она единственный ребёнок у родителей. Мама - детский врач – психиатр, папа тоже врач. Она очень любит своих родителей. У Василисы  природный ум. Она честна перед людьми и самой собой, у неё нет второго дна, которое имеют большинство современных людей. Василиса, как и все девочки, иногда капризничает, раздражается и злится. Она зависит от своего настроения. Плохое настроение часто делает её несчастной.  Проблема Василисы – «социальная хандра». Ей тяжело знакомиться с людьми, она  тратит много сил на адаптацию в новом коллективе. Ей тяжело говорить  о себе. Когда она рассказывает о себе,  ей хочется плакать.  В данный период времени она чувствует себя одинокой. Её внутренние проблемы ограничивают её, поэтому она испытывает дефицит общения со сверстниками.

«Социальная хандра» - это внутренний конфликт социального характера, когда в рамках социальной среды тоскливое настроение, скука, обусловленная страхом. Последствие «Социальной хандры» – хочется быть в обществе, но есть глубинный страх перед ним.

Последствиями «социальной хандры» у Василисы являются неуверенность, робость, стеснительность, плаксивость. На физическом уровне нарушилась статика тела. В стрессовых ситуациях Василиса ищет поддержку в теле: чешет тело, проводит манипуляции с ногтями, говорит тихо и проглатывает слова.

 

История «Волшебная палочка Василисы»

  Пятнадцать лет назад в столице Алтая в семье молодых врачей родилась девочка. Родители ей дали прекрасное имя Василиса. Василиса очень любит своих родителей, но относится к ним по - разному. Мама для неё самый близкий друг, и с ней она позволяет себе ругаться. Папа - это человек, которого она очень бережёт, и противоречия с ним недопустимы. Папа с мамой врачи. Мама -  детский психиатр. Папа – взрослый психиатр. Василиса любит людей, ей хорошо в их обществе. Самое яркое событие из детства Василисы, которое она запомнила, это когда у бабушки собралось много народу, и всем было весело. Тогда они праздновали чей-то день рожденья. Василиса хорошо запомнила момент, когда она научилась кататься на велосипеде. Василиса любит сюрпризы - сладкоежка. В детстве «киндер – сюрприз» доставлял много радости. Когда Василисе было пять-шесть лет, родители уехали в Москву, она осталась с бабушкой.  С бабушкой они жили дружно. Родители устроились в Москве и через год забрали свою любимую дочурку. В первый класс Василиса пошла в православную гимназию. В классе было девять учеников – дети были добрые и благочестивые. Василиса хорошо училась, ей было комфортно в этой гимназии. Учителя любили её. Она была в этой гимназии, как в теплице, «тепличным цветочком». В гимназии она подружилась с Варварой. Варвара - дочь священника. В их семье шестнадцать детей. Варвара – хорошая, добрая, отзывчивая девушка. Василиса любит Варвару, ещё любит Машу, а Алину любит по настроению.

 Родителям и самой Василисе всё нравилось в этой гимназии до восьмого класса. В восьмом классе они приняли решение покинуть гимназию с целью усилить интеллектуальное развитие Василисы. В девятый класс Василиса пошла в физико-математический класс лицея. В классе было двадцать три ученика, из которых девять девочек, включая Василису. В новый класс -  пришла с большими надеждами. Но надежды не оправдали себя, новый класс оказался другим. Одноклассники - люди другого уровня. Они все красивые, «на понтах», каждый сам по себе. Так Василиса оказалась в некомфортной среде. В этом лицее теплица рухнула, новая среда спровоцировала потерянность, разочарование.  Василиса  погрузилась в «социальную хандру». Она почувствовала себя одинокой, потому что никому не нужна. Три девочки – одноклассницы презирают её и всех вокруг. Она пыталась подружиться с Алиной, но Алина также дружит с девочкой Сашей. А с Сашей Василиса не всегда хочет общаться.

 Василиса скучает по прежней гимназии и по возможности посещает старых друзей. Год обучения в разных заведениях отдалил их с Варварой друг от друга. Им не о чем стало поговорить. Они решили, что больше не лучшие подруги, а просто подруги. Вредность Василисы разрушила отношения с Варварой, а сейчас она не совсем довольна Алиной. Василиса довольна людьми в зависимости от своего настроения. Настроение – это её шаткая эмоциональная величина, но оно управляет жизнью.

В лицее Василиса закончила девятый класс. Получила высокие оценки. На ОГЭ по русскому языку из возможных тридцати девяти баллов получила тридцать девять.  Параллельно с девятым классом Василиса окончила художественную школу.

 Пришло лето, наступили каникулы. Василиса села дома и стала грустить. Грустить оттого, что она одна и  ей не с кем гулять. Грустить оттого, что война на Украине, а там живёт её бабушка, а она не может туда поехать. Грустить оттого, что  сверстники гуляют, а она сидит дома. Она стала зависима от социальной сети «ВК». В этой сети она стала проводит от пяти до десяти часов в день. Она следит за новостной лентой, смотрит фотографии и завидует счастливым лицам.

 Время идёт, и Василиса понимает, что надо что-то делать, что – то менять. Василису беспокоит вопрос: как навести порядок жизни, чтобы всё ее устраивало? И тогда она  решила стать волшебницей своего счастья. Она бы очень хотела иметь волшебную палочку и  свой портал, но этого нет. Поэтому функцию волшебной палочки выполняет письменная ручка, которой Василиса написала себе письмо.    

«Здравствуй, Василиса. У тебя закончился учебный год. Поздравляю с хорошим аттестатом. Я видела, что этот год был трудным: новая школа, расставание с друзьями, совмещение учёбы с художественной школой, война на Украине, сессии, экзамены. Твоя проблема в том, что ты слишком ранимая, а значит, уязвимая. Это делает тебя неуверенной в себе и мешает общаться с людьми. А ещё ты иногда бываешь скучной и эгоистичной. Раньше у тебя была проблема: ты переживала из-за оценок, сейчас этого нет, но появилось нечто другое – переживание из-за людей. Ты слишком страдаешь из-за недостатка общения. Смирись. Когда-нибудь это само придёт к тебе. Жди. Гуляй хотя бы одна, потому что воздух (свежий) полезен для здоровья.

 Я желаю тебе стать с твоим новым классом единым целым. Помириться со всеми, с кем имеешь сейчас трудности. Перестать плакать по пустякам, (относиться ко всему спокойнее, конечно, я понимаю, что это твой характер), попытайся сдерживаться. Особенно желаю определиться с будущим ВУЗом, т.к. это на всю жизнь. Желаю понять, что тебе нужно и добиться успеха, быть часто занятой (чтобы не иметь сильной потребности в прогулках с друзьями). Исполнять все обещания, которые ты даёшь людям и самой себе, воспитать силу духа и стать добрее и мягче к окружающим.

 Василиса, ты хорошая, часто отзывчивая, часто добрая, умная. Иногда понимающая».

Василиса. 15.06.2015г.

Это письмо показало Василисе, что ее волнует. В чём она права, в чём не права. Такие письма она стала писать себе время от времени. Каждое письмо делало её все более счастливой. В письмах она подводила итоги, ставила перед собой цели и задачи. Волшебная палочка в виде авторучки оказалась отличным инструментом для собственного счастья.    

Из первого письма Василиса поняла, что хорошо потрудилась, и результатом являются два диплома. Неприятной стороной оказалось  то, что она уязвима, что у неё много ограничений, которые она поставила  самой себе. Уязвимость – это от страха и недоверия к себе. Как доверять себе и чувствовать себя комфортно? Страх – это опасность. Доверие к себе - это уверенность в себе. Для опасности у нее нет оснований, а для уверенности есть основания. Она действительно бывает скучная – это всё от бесцельности. Чтобы быть интересной и весёлой, надо самой проявлять активность, а у нее позиция выжидания. Это неправильно. Эгоистична она бывает неосознанно, просто  не умеет вести себя по - другому. Надо не забывать, что она человек настроения.  А это ее проблема. Человек должен уметь контролировать и эффективно управлять своим настроением, а не оно человеком.  Сильная сторона Василисы – она умеет ставить цели и добиваться их. Она решила вопрос с оценками. Сейчас ее задача - решить вопрос  коммуникаций. Не стоит страдать из-за отсутствия общения. Надо занять себя делами, и интересные люди сами появятся.

 Становиться единым целым с классом ни к чему. Надо научиться чувствовать себя комфортно в классе. Этого вполне достаточно. Не надо становиться единым целым со средой, в которую попадаешь. Надо быть личностью в среде.  Личность – это человек, который не размазывает сам себя, а Василиса пока  размазывает себя. Чтобы не размазывать, нужно иметь сильный дух.

 Такие письма помогают разобраться с собой, выстроить отношения с самим собой, поверить в себя и не бояться людей. Волшебная палочка стала корректором жизни Василисы.

 Она сделала выводы, что сейчас в её жизни происходит хаос по следующим причинам: претензии к жизни, людям, лень и бесцельность. Василиса написала план саморазвития.

  1. Содержать свою комнату (квартиру) в чистоте и порядке. Уборка 1 час в день.

  2. Перестать предъявлять претензии к людям.  Всегда.

  3. Научиться работать в фотошопе.  Занятия 1-2 часа в день.

  4. Чтение литературы. 2-3 часа в день.

  5. Посещать соцсети. Не более 1 часа в день.

  6. Поверить в себя. Всегда.

  7. Привести в порядок свой эмоциональный интеллект. И содержать его в порядке. Всегда.

  8. Прогулки. 2-3 часа в день.

 Постепенно время всё расставило на свои места. Лето 2015 года сильно изменило Василису. Прежней «социальной хандры» и след пропал. Она гуляла в парке, рисовала, создавала проекты, каталась на велосипеде. На одной из велосипедных прогулок она случайно  прочла на заборе «Быть грустным -  это всё время думать о самом себе!» Она вспомнила свою былую грусть и поняла, что всё это было с ней раньше. Грустят только лентяи и эгоисты. Василиса улыбнулась и поехала вперёд. Дальше она прочла надпись «От злости можно помешаться». Василиса подумала о своей злости и согласилась, что, действительно, когда человек зол, его слова быстрее разума. Злость -  сильное чувство. Если ее не контролировать, она разрушает самого человека и мир вокруг. Злости могут противостоять терпение и самообладание. Василисе нужно воспитывать в себе эти качества. Забор оказался хорошим учителем.  Девочка ехала вперёд и заметила на скамеечке  ровесницу. Василиса увидела в ней свои черты. Это были черты нерешительности и одиночества. Девушка ничего и никого не ждала. Василиса поняла, что такое состояние вызвано бездействием. Человек должен идти вперёд: навстречу людям, навстречу делам, заботам. Иногда получается, что человек идёт навстречу проблемам. И без них тоже никуда. Проблемы возникают по разным причинам, и задача человека - решать их. Василиса решила, что хочет познакомиться с этой девушкой. Это будет ее первый шаг навстречу самой себе. Пусть незнакомка не пожелает с ней общаться. Это уже другой вопрос. Но главное  -  самой научится делать первые шаги. Они познакомились с девушкой, и завязался лёгкий разговор. Обе были рады этой встрече. Василиса была особенно довольна своей смелостью. Она чувствовала себя так, как будто они знакомы всю жизнь. Проблема длительной  адаптации при знакомстве с новыми людьми осталась в прошлом. Дальше так стало всегда. Она действовала.

  Этим летом Василиса съездила на море, побывала в лагере. Это лето – время ее открытий и достижений. Самое главное достижение – у неё пропала зацикленность на себе, которая   лишала её смелости и решительности. Она перестала думать о том, что про неё подумают, что скажут. Она поняла, что люди думают только в силу своего воспитания. Да и какая разница, что они подумают про нее, ведь она не делает ничего плохого.  В лагере она смело знакомилась с ребятами и интересовалась выбором их профессии. Она предложила ребятам сделать презентацию на тему «Моя профессия». Большинство ребят с удовольствием поддержали эту идею. Каждый написал сценарий своего профессионального будущего. Все приступили к репетициям. Задача каждого была показать во всей красе свою будущую специальность. Они помогали друг другу.  Настал день презентаций. Василиса выступила на сцене в роли архитектора. Её целью было продемонстрировать организацию и построение  комфортного жизненного пространства человека. Она смогла показать ребятам, как важно в жизни иметь желание кем-то стать. Выбор профессии должен всегда опираться на личный интерес и способности. Важно понимать, какой должен быть результат твоего труда. Волшебная палочка помогла нарисовать  красивое здание с уникальной инфраструктурой. Ребята с интересом смотрели и слушали Василису. Каждый сказал, что она построила дом его мечты. Василиса поняла, чтобы быть интересной, надо иметь интересные  предложения. Тогда к тебе будут обращаться за помощью и советом. Проектирование и черчение заполнило всё её свободное время. Думать об одиночестве стало некогда.

 Первого сентября Василиса зашла в класс совсем другой. В руках у неё была волшебная палочка. Она поняла, что в школе главное – это получить знания. Она больше не боролась за внимание Алины, его было достаточно. Саша тоже стала для неё  хорошей подругой. Три «презирающих всех девицы» перестали быть чем-то таким страшным. Одноклассники стали для неё добрыми приятелями, которые научили её комфортной жизни в обществе, где каждый сам по себе. Василиса поняла, что можно строить планы на других людей, только когда уверена в них. И прежде чем что-то сказать или ответить, надо подумать. Летом 2015 года Василиса выросла духовно и физически. Она поверила в себя, тело обрело черты твёрдости, ногти больше не подвергались стрессовым обгрызаниям или обламыванием. Ручка стала самой настоящей волшебной палочкой будущего творца. Возможно, талантливого архитектора.

Наталия Сурьева. 17.06.2015г.

 Анализ моей жизни:

Встреча с психологом произошла 5 месяцев назад. Посмотрим, что изменилось в моей жизни.

Плюсы:

  1. Пожалуй, главное из изменений – решение, что я буду делать после школы (это не совсем будущая профессия). Осталось только добиться поступления в какой-нибудь из ВУЗов.

  2. Следующее. Среди приложений в моём телефоне нет «ВК». Это значит, что я захожу в соцсеть, только когда я дома. По-моему, прошло около 21 дня, поэтому можно считать, что это вошло у меня в привычку. Я думаю, время проведения там уменьшилось, но я всё ещё зависима от «вк», он отбирает у меня много полезного времени.

  3. Мелочь, но думаю, психологи занимаются мелочами, и поэтому вам будет интересно. Я первая заговорила с девочкой, и теперь мы нормально общаемся. (Те обстоятельства, и осознание того, что я её знала до нашей встречи, не позволяют мне назвать это знакомством).

  4. Я считаю, что в школе я освоилась. Многие одноклассники заменились новыми. С некоторыми я хорошо общаюсь, а остальные меня уже не пугают.

  5. На отсутствие друзей, с которыми бы я гуляла, мне всё равно, т.к, началась школа и у меня много дополнительных занятий.

  6. Хочу продавать мыло и украшения из пластики ручной работы.

    Минусы:

  1. Я ленюсь, не читаю и не убираю комнату.

Я иногда стесняюсь обращаться к посторонним людям, иногда нет. В зависимости от ситуации.

Василиса 2.11.2015г.

 Перемены Василисы есть, но они односторонние. Положительные перемены в направлении общества – проблема социального одиночества решена - пропал дефицит общения, но всё стоит на месте в направлении самой себя. Говорить о себе и проявлять интерес к собеседнику блокирует страх. Трусливость.

Из тринадцати пунктов рекомендаций выполнено максимум четыре. Все они связаны с построением отношений с людьми, но построение отношений с самой собой так и осталось большой преградой. 

Коренная проблема:

  • Показательное трудолюбие, желание всё делать ради оценок, но не для себя.

    Эта проблема была озвучена подругой: «Раньше всё делала для галочки. Для меня не важен был процесс. Он был чёрным пятном, его хотелось прожить и стереть из памяти. Сейчас процесс стал интересным и перестал быть наказанием».

    Василиса за комодом.

    Маленький человечек сидит за комодом в огромной светлой комнате. Это Василиса. Она  по сравнению с комнатой и мебелью в ней выглядит лилипутом. Диван стоит огромный, мягкий, красивый. Стол массивный и похож на здание.  Всё в этой комнате большое, и крошечной Василисе не очень комфортно здесь, потому что не её масштаб. Она сидит на коленочках и выглядывает из-за комода, не может решиться встать в полный рост. Потому что очень страшно и не имеет смысла. Даже если она встанет, погуляет по этой комнате и захочет покинуть её, она не сможет открыть дверь. Дверь такая, что ручка на ней выглядит как паровоз. Один вид всего этого останавливает маленькую Василису. Здесь надо проявлять усилия и преодолевать огромные трудности. Василиса не любит трудностей, она их боится. К тому же ленится. Ей проще сидеть за комодом, чем преодолеть внутреннее сопротивление. У неё нет веры в себя. Поэтому пока она не вырастет, она так и будет сидеть за комодом. Она поленится открыть полки комода, может, там и лежит всё то, что ей нужно для смелости и уверенности. На самой верхней полке лежит её самооценка, но чтобы достать её, нужно вырасти в своих глазах, прежде всего.  

Заключение:

Перемены Василисы есть. Появилась смелость идти на контакт с людьми. Проходит социализация. Необходимо выстраивать отношения с самой собой. Невыполненные рекомендации из отчёта остаются заданием и к ним дополняются новые.

  1. Научиться рассказывать о себе.

  2. Научиться интересоваться, как и чем живут сверстники.

  3. Написать письмо самой себе с пожеланием и любовью.

  4. Воспитывать в себе смелость и решительность.

  5. Обратить внимание на слова Кати «я имею право, я имею своё мнение».

  6. Поднимать свою самооценку. Воспитывать веру в себя.

  7. Что лежит в комоде (чёрном ящике) и поможет Вам в жизни? 

    Подумайте над историей «Василиса за комодом». Так выглядит Ваша жизнь, вы будете всегда в тени себя самой, если не преодолеете свою трусость и не поверите в себя. Нужным кому-то бывает человек, который нужен себе. Трудности воспитывают характер, а Вы вчера сдулись в начале нашего пути. Я сразу отметила Ваше беспокойство. Вы суетились и создавали шорохи и звуки всё время когда говорила подруга, а когда начали говорить, полились слёзки. Я чувствовала Ваш дискомфорт.

    В Вашем случае пока «незачет».

    Встретимся с Вами, когда Вы будете иметь желание и готовы по всем пунктам не для оценки, а для самой себя.  Уверена, что сейчас Вы выстроите отношения сама с собой.

    2.11.2015г. Наталия Сурьева.

    P.S. Мы работали с Василисой дистанционно и радостным событием было для меня - это ее поступление в лучший ВУЗ МАРХИ.

11.12.2017г. Наталия Сурьева.