Вы здесь: ГлавнаяПо ком звонит колокол

подростковый психолог

книги купить

Расписание

Дата\время

Тема

18,20,21

декабря

10.00*-16.00*

Приём психолога "Приват-критика" 

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективные продажи»

HIT

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективный менеджмент»

HIT

открытые

даты

10.00*-20.00*

Тренинг«Профессиональная ориентация»

4,5,8,11,12,

18,19,25,26

января

11.00*-16.00*

Приём психолога "Приват-критика"

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

 Записаться на тренинг >>

История «По ком звонит колокол». Приём психолога.  Фрагмент работы "Приват-критики" Полная версия данной работы представлена в книге "Юность" c рекомендациями и заключением.

 Пятнадцать лет назад у молодой пары родилась девочка. Назвали её Виолетта. С её слов: «Маленькой она была вредная и всё время рыдала. В детском саду она чувствовала себя не очень комфортно, часто была отстранена от всех». Но несмотря на всё это она была счастлива. У них дружная активная семья. Они не сидят на месте: ходят на лыжах, катаются на велосипедах. Детство Виолетты было самой счастливой порой, пока не началась школа. Школа отняла у неё радость, потому что стала оценивать уровень её интеллектуального развития. Он оказался низким. Она не понимает, что происходит на уроках, и интерес к учёбе так и не появился, вплоть до старших классов. Её средний балл –тройка, пограничная с двойкой. Виолетта посещает все уроки, всегда выполняет домашнее задание, но эффективность её работы равна ниже среднего. Школа отложила отпечаток на её отношение к жизни. Она лишила её интереса. Отсутствие интереса делает человека пустым и равнодушным.  В этом прослеживается свойство её характера и отношение к жизни. Её настоящая жизнь – это поход в школу, низкая оценка, вечером скандал дома. Так она живёт. Она привыкла к плохим оценкам, привыкла к скандалам дома. Единственное, что её пугает – это будущее, потому что надо кем-то стать и что-то сделать, но она не знает, кем стать и что сделать.

 В одиннадцать лет в её жизни произошли перемены: родители переехали в Москву. Виолетта вошла в новый класс. Если в прежней школе она чего-то добилась, то с переездом в Москву она всё это потеряла. Там она была лидером. Здесь она потеряла положение и цели. В Москве Виолетта оказалась одна. Первые два месяца у неё не было друзей. Было лето. Тогда она стала читать книги, в книгах нашла себя. Её прототипом стал Белый клык, герой одноименного романа Джека Лондона. Волк был одиночкой,  и её жизнь оказалась будто бы написана под копирку жизненного пути этого героя. Виолетте тяжело даётся учёба, она и не старается. Москва сделала её равнодушной и инфантильной ко всему. Она плывёт по течению, не сопротивляясь нападкам, и никуда не спешит. У неё нет маршрута, нет планов и целей. Она стала пустой настолько, что ей даже нечего рассказать о себе, кроме того, что «я не знаю, что о себе сказать. Я плохо учусь. Я обычный человек, без каких – либо сверхспособностей. Хочу движения в жизни – ходить в музеи и на выставки».  

 Так прошёл ещё один учебный год, в конце которого были выставлены оценки. Они были низкие, среди них были двойки. Она огорчилась, потому что дома будет скандал, а он ей надоел. В этом году ничего нового так и не случилось. Да и вряд ли случится с человеком, у которого опущены руки. Поругались и забыли. Начались каникулы.

 На каникулах она полетела с родителями в отпуск. Виолетта воспитывает свою маленькую сестрёнку, играет с ней в учительницу и неспособную ученицу. Жаль, у сестрёнки нет дневника, так бы там стояли одни тройки, пограничные с двойками. Сестрёнка ей часто говорит: «Ты мне больше не сестра». Когда вся семья вместе и не надо идти в школу, Виолетта счастлива. В отеле она познакомилась с компанией сверстников. Они стали вместе проводить время. Все вместе решили съездить на экскурсию. Подростки пошли в агентство «Критика Роста». В агентстве им предложили экскурсию на гору гномов. Менеджер сказал, что это экскурсия только для подростков. Для взрослых есть другой маршрут. Виолетта отправилась на гору гномов с новыми друзьями, без родителей. Рано утром солнце ещё не было на горизонте, автобус отправился в путешествие. Свободных мест не было, автобус был полон красивых, молодых людей. Путь был долгим, автобус пересекал горные склоны. Они ехали по подвесному мосту, он пролегал между горами. У всех спёрло дыхание, мост качался, а расстояние до земли было бесконечным. Они висели над пропастью. Автобус заезжал в облака. Местами в глазах  у всех дорога раздваивалась. Никто ничего не понимал. Водитель сказал: «Не всегда получается быстро добраться до этой горы. Всё дело в гномах. Они балуются, множат дорогу в пространстве или разворачивают указатели. Могут раздвинуть гору. Они так поступают, когда в автобусе сидят пассажиры с пороками. Я посмотрел путевой лист, наша поездка называется «По ком звонит колокол». Это значит, что вы первый раз едите на гору гномов. Чтобы нам попасть на гору гномов вы все должны проявить интерес к этой горе. Гномы не любят гордецов, незнаек, лжецов,  лентяев и бесцельных людей. Поскольку вы все новички среди вас явно есть такие». Несколько пассажиров явно смутились и вжались в кресла. Среди них была Виолетта. Она поняла, что и здесь она может быть причиной скандала. Напряжение нарастало, водитель отметил: «Тысячу раз ездил на гору гномов, и каждый раз новый маршрут. Сегодня мы делаем крюк. Эта гора умеет прятаться, и найти её не так просто. О, ребята, всё в порядке - нас встречают. Нас встречает мудрый гном. Сейчас в автобус зайдёт гном. Эта экскурсия называется «по ком звонит колокол». Знайте, на кого сейчас посмотрит гном и в это время зазвонит колокол, значит, это ваша остановка. Выходите. Вы приехали…»

 Автобус остановился у края пропасти. Водитель открыл пассажирскую дверь, в неё зашёл старый гном. Было очевидно, что ему не одна сотня лет. Он был в красном высоком колпаке, заострённом кверху. На самом кончике колпака висел колокольчик. Это делало его выше. На правом глазу у него был монокль. Аккуратно подстриженная бородка подчёркивала его интеллигентность. Он был одет в камзол серого цвета, в высокие сапоги, с заострёнными и поднимающимися  вверх носками. Всё как в сказках. Гном встал на приступок, чтобы его все видели. Взял в руки микрофон и сказал: «Со мной сейчас выйдут гордые, надменные и тщеславные». Он ловко спрыгнул с приступка и прошёл внутрь автобуса. В автобусе стояла тишина. Гном остановился у молодой девушки, блеснул моноклем, прозвонил колокол. Девушка молча встала и вышла из автобуса. Гном пошёл дальше. Семь раз звонил колокол. Гном прошёл молча мимо компании Виолетты. Все видели, как он прошёл внутрь автобуса, но никто не видел его обратного пути. Семь ребят молча вышли. Дверь закрылась, автобус поехал дальше. В нём стояла тишина, и каждый думал о том, что он не хочет ехать дальше. Внутренняя паника охватила каждого пассажира.

Водитель сказал: «Всё, ребята, обратного пути нет. Таких остановок будет несколько, и по каждому из вас будет звонить свой колокол. Всё как в жизни, вы обязательно вернётесь назад, но уже другими. Не бойтесь, гномы - превосходные кузнецы, они способны выковывать полезное из ничего. Побывать на горе гномов - большое счастье, потому что гномы научат вас многому. Вы сможете избежать многих ошибок в жизни, и уйти далеко вперёд от того места, где вы находитесь сейчас». Водитель поддерживал своих молодых пассажиров.

Автобус остановился, дверь открылась, в неё зашёл гном. Он встал на приступок, взял в руки микрофон и сказал: «Мне нужны незнайки, лентяи и бесцельные ребята. Если назвать одним словом, то - пустышки». Этот гном отличался от предыдущего. Он был насмешлив, малоразговорчив. Он смотрел на всех свысока, хотя был ниже всех.  У него был пронзительный взгляд. Стояла тишина, во взгляде многих проявился страх. Гном прошёл внутрь автобуса. Колокол не умолкал. Складывалось впечатление, что в автобусе едут одни тунеядцы, незнайки и бесцельные пустышки. Гном дошёл до компании Виолетты. Остановился около неё, и, глядя ей в глаза, позвонил в колокол. Она встала и вышла из автобуса. Там уже образовалась компания из девяти человек. Виолетта была десятой. Из автобуса вышли ещё двое. В результате их оказалось двенадцать человек. Автобус уехал. Гном поспешно сказал: «Приветствую Вас, граждане и гражданочки - тунеядцы! Пришло время работать. Работать на результат, а не для галочки. Здесь вы научитесь мыслить и трудиться во благо себя и общества. Вас ждёт мудрая гора. У каждого в жизни своя гора, которую он должны преодолеть  и найти из неё выход. Наша гора не простая гора. Это гора жизни».

 Ребята поняли, что шутки плохи, и это был колокол по каждому. Гном повёл их к горе. Гора была мощная, каждый заметил её величество. Они зашли в её основание, гора поглотила их. Они оказались в  каменной комнате. В ней стояли каменные школьные парты. Ровно двенадцать. Ребята сели за парты, гном занял место учителя у доски. На партах лежали каменные листки с заданием. Гном сказал, у каждого есть пять минут для того, чтобы ознакомиться с задачей, найти решение и дать ответ. Вы покинете эту комнату только в случае правильного ответа.  Виолетта прочла своё задание: «Что такое труд?»

 Она решила, что труд – это целенаправленная сознательная физическая или интеллектуальная деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей индивида и общества. Здесь надо пояснить,  что её трудом является учёба. А что является результатом труда? Это знания и оценки за них. Всё верно, именно так, но труд может быть высокоэффективным, когда в нём есть интерес. Это то, чего у неё не было. Интерес – это энергия. Она поняла, что ей необходимо зарядиться энергией. Энергия – это сила.

Прозвонил колокол. Парень шестнадцати лет встал и прочёл своё задание: «Что такое цель?». Гном  усмехнулся и кивнул. Парень начал отвечать на вопрос: «Цель – это планируемый результат.  Чтобы ставить цели, нужно понимать, что ты хочешь в жизни добиться и получить. Нужны знания: знание себя, знания о мире. Цель должна развивать человека, она не должна быть лёгкой и простой. Сейчас я понимаю, что легче всего сказать «не знаю», а вот ответить на вопрос и найти правильное решение - это задача каждого из нас!» Гном удивился и согласился с молодым человеком. Он сказал: «Молодец! Ответь, почему в таком случае ты часто говоришь «не знаю?»

 «Всё просто, потому что когда я говорю «не знаю», я снимаю с себя ответственность», - ответил парень.  «Так и есть, твоя внутренняя незнайка сделала тебя инфантильным. На твоём лице нет мужества и решительности. Ты НИКТО, которое ничего не знает». Парень задумался, бесцельность стирает краски с лица и делает его безликим.

Виолетта подумала про себя, что на её лице тоже нет жизни. У неё низкий тонус, да и все вокруг, собственно, не лучше. Она заметила, что все они похожи друг на друга.  Гном сказал:  «У вас много общего,  вы все на одно лицо:  без целей, без достоинств. Одним словом, клоны 21 века!»

Прозвонил колокол. Девушка встала и прочла своё задание. «Что такое лень?» Гном насмешливо посмотрел на неё, и все поняли, что он был прав. Здесь собралась компания тунеядцев. Виолетте было стыдно и некомфортно. Девушка сказала: «Лень – это бездействие…» Она говорила невнятно, было неинтересно её слушать. Виолетта и в ней узнала себя: «Неужели я также глупо выгляжу? С ней неинтересно, она неумная, и ей нечего сказать». Гном сказал: «Ты сейчас нам отлично продемонстрировала человека-лентяя. Будем считать, что ты с задачей справилась». Все опустили глаза.

 Колокол звонил двенадцать раз, достойных ответов было мало. Подростки были скучные, неинтересные. Они были пустые. Они опускали глаза от отсутствия знаний.  Вопросы были записаны на доске.

       1. Что такое цель?

       2. Что такое труд?

       3. Что такое лень?

       4. Что такое инфантильность?

       5. Что такое интерес?

       6.  Что такое обязанности?

       7. Что такое знания?

       8. Что такое решение?

       9. Что такое действие?

      10. Что такое радость?

      11. Что такое страх?

      12. Что такое результат?

Гном махнул руками, и каменные стены начали расходиться. Парты медленно опустились вниз, пол сравнялся. Все оказались в просторном каменном зале. Это был тир. Гном сказал: «У каждого целеустремлённого человека в жизни есть цель. Но вы - исключение, потому что вы не только лентяи, но и трусишки. Вы боитесь принимать решения и действовать. Вам легче сказать «не знаю», чем проявить усилие и принять решение. Поэтому граждане - тунеядцы, я принял за вас решение. Вы должны попасть в цель, которую видите перед собой. При этом каждый должен ответить, какая у него цель. Всё понятно?» Никто не возразил, но проблемы были у каждого, потому что целей не было. Подростки получили ракетки, дротики, мячи. Они приступили к броскам, были сплошные промахи. Результат был низким. Гном спросил: «А что за цель у каждого?» Ребята говорили о своих желаниях. Когда дошло дело до Виолетты,  она сказала: «Моя цель – это повысить успеваемость. Я хочу хорошо учиться. Я хочу радоваться жизни и радовать родителей». Гном засмеялся и  сказал: «При твоём отношении к жизни ты никогда не будешь учиться хорошо. Вялость и несобранность, рассеянность внимания мешают тебе». Виолетта сделала бросок мячом и промахнулась. Гном продолжил: «Когда ты делаешь уроки, ты думаешь совсем о другом, у тебя нет концентрации мысли. Ты должна не думать ни о чём, кроме дела, которым занимаешься в данный момент. Соберись». Виолетта собралась и попала в круг, но не в десятку. Попыток  было сделано много. Она собралась, сконцентрировалась на своей цели и попала в десятку. В этот момент она почувствовала свою силу. У неё появился азарт. Это то, с чем она никогда не встречалась. Гном сказал: «Без азарта  не добиться успеха». Каждый попал в свою десятку. На лицах  подростков появилась целеустремлённость, у них загорелись глаза.

Следующее задание – работа с книгой. Гном махнул рукой. Каменные стены начали съезжаться, из них стали выезжать полки с книгами. Подростки оказались в огромной библиотеке.  «Открывая новую тему для себя, вы должны понимать, в чём её суть, что хочет донести до вас автор. При чтении любой литературы концентрация внимания должна быть максимально направлена на раскрытие вопроса, о котором идёт речь. Сейчас каждый получить задание. Ваша задача – прочесть и рассказать, что вы узнали для себя полезного, что вам донёс автор», - сказал Гном.

Виолетта получила свою книгу. Это был сборник рассказов Чехова. Среди них «Человек в футляре», «Палата №6», «Душечка», «Ионыч».  Подростки увлеклись чтением, время пролетело незаметно. Они справились с заданием. Гном сказал: «Не ожидал от вас такой силы мысли. Молодцы! Помните, чтение – это труд».

Дальше была комната страха. Каменные стены начали трещать, книги исчезли. Потолок начал провисать вниз, и свет медленно гас. Гром сотрясал стены. Складывалось впечатление, что гора раздавит всех присутствующих. Стало страшно, началась паника и суета. Кто-то крикнул: «Надо найти решение. Что может быть решением данной проблемы? Надо искать выход отсюда». Подростки, не сговариваясь, начали искать выход, нужно было найти дверь. Они самоотверженно пытались раздвинуть стены. Никто не сдавался. Кажется, стены уже  боялись их. Они нашли дверь. Тут прозвонил колокол. Дверь открылась. Подростки покинули комнату страха и оказались снаружи горы.  Они были всё ещё на горе, но достигли самой её вершины. Каждый был наполнен силой. Прозвонил колокол, появился гном.

Гном сказал: «Сегодня ваше путешествие закончилось, но началось время поиска и преодолений. Вы столкнулись со своими проблемами, которые накапливали долгие годы. Они остались здесь на нашей горе. Я больше не назову вас лентяями. Вы окрепли духом. Сейчас вы должны будете всё закрепить на практике. И впредь, когда перед вами будет стоять задача, вы должны найти решение и показать высокий результат. У вас были большие проблемы. Вы лишили себя  чувства, с которым родились. Это чувство радости. Полноценная радость - это когда человек преодолевает трудности и добивается  успеха. Только через усилие и волю можно окрепнуть духом. Удачи вам! Сейчас вы отправитесь в путь. У каждого будет свой маршрут и свой колокол. Впредь не удивляйтесь! Каждый из вас слышащий колокол пусть знает, что он всегда звонит по нему!»  Гном исчез.

 Ребята были спокойны, но их лица изменились кардинально. На лицах появилась черта, которой раньше не было – целеустремлённость и сосредоточенный взгляд. Они повзрослели духовно. Подъехал автобус. Открылась дверь. Водитель улыбался каждому. Он сказал: «Добро пожаловать, вы стали совсем другими. У нашей следующей экскурсии будет другое название и значение». Подростки зашли в автобус. В нём сидели ребята, которые прошли свои испытания. Виолетта поняла, что прошлое - это хороший урок, у которого надо учиться. В автобусе сидели бывшие «врунишки». «Я была пустышка, а они врунишки. Сейчас я буду наполнять себя знаниями, а они перестынуть себя обманывать. И тогда настоящее станет интересным, а будущее перестанет пугать», - рассуждала Виолетта. Автобус приехал в отель. Виолетта вышла из него уверенная в том, что у неё всё получится, если она будет много трудиться со знанием дела. 


Наталия Сурьева. 10.02.2014г.

Выражение "По ком звонит колокол" из романа Эрнеста Хемингуэя.

Встреча с Виолеттой 17.10.2017г.

Цель в жизни: Поступить в институт.

Цель нашей встречи: Как ставить цели и достигать их.

 Резюме встречи.

 Со слов Виолетты: «Сейчас есть цели в жизни, но они рассеяны. Круг друзей сузился. Сама перестала общаться со многими. Влюблена в одноклассника. Он отвечает взаимностью. Дружим. Больших планов на жизнь нет. Самое главное поступить в институт. Настроение больше не управляет мной, я им управляю. Основная проблема, которую не могу преодолеть – это безответственность. Есть привычка всё откладывать на последний день. Результат моей работы сегодня – это моё будущее».

 Процент хорошего настроения повысился, а плохого понизился. На первой встречи было 65% времени плохого настроения, и 35% времени хорошего. В данное время, 60%времени хорошего настроения и 40% времени плохого.

 Причины хорошего настроения.

  1. Успех в учёбе.

  2. Успех в спорте. Получила второй юношеский разряд по плаванью.

  3. Интересное время провождение с друзьями. Иногда одна хорошо провожу время.

  4. Общение с парнем.

 Причины плохого настроения.

  1. Низкие оценки в школе.

  2. Ссора с родителями.

  3. Планы срываются. Желаемое не совпадает с действительностью.

  4. Иногда просто плохое настроение.

 Шкала возможностей  на первой встречи была 4 балла. На второй встрече 4,5 балла.

Слабые стороны из пяти пунктов осталось три. В сильных качествах к двум имеющимся прибавился пункт «Наличие целей».

Сильные стороны.

1. Физическая активность.

2. Понимание, что есть проблемы и их надо решать.

3. Наличие целей в жизни.

Слабые стороны.

1. Безответственность перед собой.

2. Инфантильность.

3. Лень.

Вывод: Заметны значительные перемены, как внешние, так и внутренние. Наличие целей снимает вопрос неопределённостей в жизни. Жизненный тонус выше прежнего. Берите на себя ответственность принимать решения и отвечать за результат. Мы рассмотрели вопрос выбора профессии детально. Теперь Вы понимаете, каким образом искать место в жизни. Работайте со слабыми сторонами. Они любого человека тянут вниз. Ваши слабые стороны – это вопрос силы воли. Рискуйте. Молодость это единственное время в жизни человека, когда он в риске ничего не теряет. На второй встрече передо мной сидела более взрослая и целеустремлённая девушка.  

Рекомендации.

  1. Формируйте самомнение. Отношение к самой себе.

  2. Не ленитесь. Берите свою лень в узду, так же как плохое настроение.

  3. Читайте книги. Прочтите всего А.Чехова.

Спасибо за доверие и теплое письмо, которое Вы мне вчера написали.

                                                               Удачи!

Сурьева Наталия. 18.10.2014г.

 Письмо Виолетты.

Здравствуйте, Наталия. Спасибо вам за сегодняшнюю встречу, благодаря этой встрече я увидела изменения произошедшие за эти 8 месяцев, так же большая благодарность за помощь в примерным определением профессии и помощь с постановкой пути для  достижения цели.

 Вита. 17.10.2014г.