Вы здесь: ГлавнаяНовеллыКостыли одиночества

подростковый психолог

книги купить

Расписание

Дата\время

Тема

27,30,31

марта

11.00*- 16.00*

Приём психолога "Приват-критика" 

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективные продажи»

HIT

открытые

даты

10.00*-18.00*

Тренинг «Эффективный менеджмент»

HIT

открытые

даты

10.00*-20.00*

Тренинг«Профессиональная ориентация»

3,6,7,13,14,

17,20,21,

24,27,28

апреля

11.00*-  16.00*

Приём психолога "Приват-критика"

на каждую дату одно вакантное место

Книги "Критики Роста" в подарок

 Записаться на тренинг >>

 Даниил всегда звонил сам и просил встретиться, но прошло больше года и тишина. При встречи мы говорили часами, после я писала для него отчёт, притчи, рекомендации и он менялся, становился – добрее, мудрее. В этот раз я позвонила его маме и услышала «Даня погиб летом!» Историю «Костыли одиночества» он разрешил опубликовать, но я не спешила, как будто, что-то ждала. Притчи о нём есть на сайте в разделе «Зарисовки с натуры» - «Город Счастья» и «Город Призрак». Если хоть один человек сделает для себя вывод, прочитав историю Даниила, будем считать, что Данечка вам помог.

Мне очень жаль.  Это горе.  Скорблю вместе с родителями. 20.11.2018г

Памяти Даниила. «Костыли одиночества» 

 Даниил родился в молодой семье студентов. Его мама с папой учились на последнем курсе ВУЗа в Москве. Родителям нужно было получить образование, и воспитанием Дани занялся дедушка. Дедушка с бабушкой жили в области. В год рождения Дани дедушка переживал большое горе. За последние полтора года у него умерли все кровные родственники. Дед уволился с работы и стал корпеть над внуком. Родители окончили институт, устроились на работу и  стали навещать сына по праздникам. Так продолжалось шесть лет.  В шесть лет родители решили, что пора забрать сына в отчий дом. Они перевезли Даню в Москву вместе с дедом. Дед был всегда продолжением Даниила.  В детстве Даниил был добрым, отзывчивым мальчиком. Он играл с девочками, мальчики его не интересовали. Бегать и драться было не в его стиле.

По приезду в Москву Даниил пошёл в школу. Вместе с дедом они стали грызть гранит науки. Дед всегда требовал абсолютных знаний и говорил, что, если он не может их иметь, значит, он недостоин носить их фамилию.  Даниил старался и до пятого класса был круглым отличником. Он учился в лучшей школе с целью получения высокого уровня знаний. Требования к учёбе были высокие, и нервная система Даниила от нагрузок была на грани срыва. Первая четвёрка в пятом классе стала большим стрессом. Далее четвёрки стали появляться всё чаще и чаще.  Даниил опустил руки и потерял интерес к обучению. Вдобавок  у родителей случился кризис отношений, и они разошлись. Мама влюбилась и теперь посвящала все своё время и деньги молодому любовнику.  Отец ушёл из дома, но всеми силами пытался сохранить семью. В тот момент Даня был нужен только деду. Он переживал развод родителей и пытался детскими силами свести их обратно вместе. Он вычислил мамин роман и сообщил обо всём деду. Мама сказала деду: «Отношения не должны базироваться на основании общего ребёнка». Дед всё поставил на свои места. Родители сошлись,  но поменялись местами. Мама начала добиваться отца. Тогда Даня понял две вещи:

1. Мама умеет говорить умные слова. Взрослые действительно не должны быть вместе только из-за того, что у них общий ребёнок.

2. Он почувствовал вину за то, что родители из-за него вынуждены быть вместе.

 Родители сошлись, и приступы ярких скандалов в их семье стали хроническими. Мама кричала на отца. Отец прикидывался кустиком и молчал. Тогда Даня пожалел, что они вместе. Когда они жили врозь, дома было тихо.  Дома стало плохо. Он стал относиться к семье как к инопланетянам - колонизаторам. Они прилетели на его землю и колонизировали его участок. Его участок – это его жизнь.  В период их раздора Даня уходил в чтение книг.  Мама решила, что родители должны самостоятельно воспитывать сына. Было решено дедушку отправить к бабушке. Дедушка уехал, и выяснилось, что Даня остался без «костылей». Дед был отличными костылями для Даниила. У Дани появилась пустота, он не умел жить без опоры.

 Он решил получать профильное образование в области биологии и опять сменил школу. В новой школе он не был отличником.  Отсутствие деда, проблемы в школе, конфликт с родителями – все это обеспечило эмоциональные закидоны Дани. В восьмом классе он украл у родителей большую сумму денег(полмиллиона рублей) и арендовал теплоход «Флотилия». Собрал всех  желающих и устроил речную прогулку. Тогда Даня пустился во все тяжкие. Алкоголь, наркотики стали теперь костылями.   

 Профильную гимназию с углубленным изучением биологии он оставил после стажировки, во время которой  понял, что контактная работа с кем-либо его раздражает. Ему противны люди – это  для него дичь. У него есть несколько друзей, и в редких случаях он может обеспечить им комфорт. Но за последний год он от них отдалился. Он не хочет пускать их в свою личную жизнь. У него был друг, но с ним тоже произошёл конфликт.

 Тогда Даня остался совсем один, жизнь для него потеряла смысл. Друг тоже в какой-то степени был костылём. Любимым костылём. Вдруг его не стало. Даня воспользовался  другими своими костылями и только усилил проблемы: наполнял себя наркотиками, всегда плакал. Даня стал овощем. Десятый класс был пропущен. В результате, в голове мало что отложилось, в знаниях образовались множественные пробелы. К своему индивидуальному проекту «Субмарина» вообще не прикасался. В конце года пришлось за месяц получить все оценки.

 В одиннадцатом классе весной он подошёл к зеркалу и увидел в нём красивого молодого человека «на костылях». Он узнал себя, это в его глазах не было ни радости, ни печали. Он был красив как манекен, его мраморность излучала холод. В отражении зеркала он увидел «одиночество на костылях». Невозможно было понять: что дальше? кто я?  Ответы на эти вопросы в голову не приходили, а наоборот, порождали следующие: опять убежать от себя? но куда? всё равно придётся вернуться. Он решил вернуться к получению образования в школе и подтянуть средний бал.  С этой идеей он заснул.

 Утром у него было интересное настроение, более раскрепощённое. Он пришёл в школу, и одноклассники сказали, что сегодня они все едут на теплоходе, так как пацан из параллельного класса их катает.  Даня оживился, ему стало интересно - за чей счёт он их катает? Он понял, что у парня большие проблемы. Не дожидаясь окончания уроков, старшеклассники начали собираться на улице. Толпа росла как тесто на дрожжах.  Удивительно, но никто не обратил внимания, что в этой толпе не было ни одной девочки. Даня побежал к ребятам. Все вместе они поспешили на причал. Их ждал теплоход «Флотилия»,  Даня его уже арендовал в прошлом. Сегодняшнего арендатора теплохода никто так и не видел. Ребята с шумом поднялись на теплоход. Было много народу, все веселились. Было очевидно, что здесь собрались старшеклассники нескольких московских школ. Моряки убрали мостики, подняли  якорь, теплоход отошёл от берега. Какая-то странность всем сразу бросилась в глаза: на теплоходе не было ни одной девочки.

 Громко в рупор мужской голос сказал: «Добрый день, парни! Говорит ваш капитан. Наша компания «Критика Роста» приветствует вас на борту теплохода.  Сегодня день самоуправления, который обычно проходит в ваших школах. Но этот день самоуправления необычный, потому что проводят его наши моряки. Его цель  - проверить вашу социализацию: какое место вы занимаете в жизни. Теплоход выбран не случайно. Вы не убежите отсюда, потому что вам не убежать от себя. Вы встретитесь с собой и на берег выйдете с дипломом того, что вы заслужили за свои шестнадцать, семнадцать лет жизни. Каждый из вас получит диплом капитана судна, с которым пойдёт по жизни дальше. Всего шесть категорий диплома: Первый диплом – это «Капитан ледокола». Второй диплом – это «Капитан подлодки». Третий диплом – это «Капитан корабля». Четвёртый диплом – «Капитан яхты». Пятый диплом – «Капитан лодки». Шестой диплом – «Капитан палки». Моряки вам всё расскажут».

 Реакция парней была разной. Большинство парней засмеялись над словами о  дипломе «Капитана палки». Прозвучал морской звуковой сигнал. На палубу вышел моряк и разделил всех присутствующих по группам. В каждой группе было шесть человек. Он сказал: «Слушай мою команду!  Каждый сейчас получит анкеты. У вас есть полчаса, чтобы заполнить её». Он выдал каждому анкету.

Даниил был уверен, что он получит диплом как минимум «Капитана корабля». Ребят в своей группе он хорошо знал. Он посчитал их «дичью», быстро заполнил анкету. Ровно через полчаса прозвучал звуковой сигнал, моряк собрал анкеты. Вопросы рассматривали тему эгоцентризма человека. Они отражали тонкости отношений взаимодействия человека с обществом.

Второе задание: нужно было в своей группе придумать проект, распределить роли в этом проекте и реализовать его. Группа Дани приступила к заданию. Они решили нарисовать стенгазету на тему «Капитан «Субмарины». На шесть ранее перечисленных капитанов они нарисовали карикатуры и описали характер каждого из них. Характерными чертами «Капитана ледокола» были настойчивость, упорство и смелось. Он не боялся преград на своём пути и упорно преодолевал их. «Капитан подлодки» был скрытым, тихим, он мог быть в тех местах, о которых большинство и не думало. Он разведчик. Его характерные черты - это некоммуникабельность, закрытость. «Капитан корабля» – весёлый, открытый, целеустремлённый, заботливый. «Капитан яхты» – эгоцентричный, быстрый, смелый, для него важно быть первым. Характерные черты – надменность, превосходство, эгоизм. «Капитан лодки» – это скромный парень, который зарабатывает на жизнь тяжёлым трудом. «Капитан палки» плывёт по течению. У него нет характера, нет маршрута в жизни. 

Прозвучал звуковой сигнал. Моряк сказал, что пора защищать свои проекты и показал на  Данину группу. Они развернули  стенгазету. Она была очень весёлой и отлично демонстрировала, как ведет себя человек, когда возникают проблемы со стихий. Парень сказал: «Когда ребёнок рождается, у него есть костыли в виде родителей и прародителей. Они его носят на руках, а потом ставят на ноги. Когда ребёнок встаёт на ноги, он выбирает себе маршрут и создаёт свой корабль, на котором плывёт по жизни. Идея о разных видах капитанов замечательная. «Капитан палки» всегда будет искать костыли. И когда остаётся без костылей, теряется, так как недееспособен. У него нет сил принимать решения, отвечать за свои поступки. Такой капитан всегда обречен на одиночество. Он всегда плывёт по течению, не сопротивляясь ему. «Капитан лодки» – это труженик, и, если он не сломается от трудностей, его лодка будет всегда плыть по заданному маршруту. «Капитан яхты»  находится в группе риска. Он может потерять всё в один миг и сломаться. «Капитан корабля» всегда будет обеспечивать себе и близким комфорт. Это стабильный, надёжный муж своей страны. Что касается «Капитана подлодки», то  таких не много. Это люди, которые способны быстро принимать решения, они не будут хвастаться и выставлять напоказ свои достоинства. «Капитан ледокола» - это первопроходцы, которые крепки духом, сильны верой и прямы в высказываниях. Парень закончил.  Всех впечатлил такой интересный проект.  Моряк сказал: «Отлично. Теперь распределите роли:  кто из вас какой капитан?» 

Наступила пауза. Группа недолго спорила и распределила роли между  участниками. Даниил оказался «Капитаном яхты». Так решили в группе. Он тяжело вздохнул, боялся оказаться «Капитаном палки». Затем моряк подытожил: «Это выбор вашей группы. А теперь каждый про себя скажите: сами вы считаете себя каким капитаном?»

Даниил первый сказал, что он «Капитан палки». Ещё один парень в группе признался в том, что он «Капитан палки». Моряк сказал: «Если вы понимаете, что плывёте по течению, то надо остановиться и задать маршрут. Жизнь – это стихия. Преодолев трудности, вы окрепнете духом». Остальные четверо считали себя «капитанами яхт». Всем хотелось быть крутыми.

Следующая группа стала защищать свой проект. В результате, все группы защитили свои проекты.  Было интересно. Даниил бы с удовольствием принял участие в каждом, но все места были заняты. На улице темнело, теплоход медленно шёл по реке. Берег казался другой планетой, на которой  живут инопланетяне. Даниил понял, что у него нет своего места в жизни. Он сам везде как инопланетянин.

Моряк раздал каждому результаты анкетирования.  Даниил  прочёл заключение:

1. Страх одиночества.

2. Страх оказаться вытесненным. Страх, что кто-то займёт его место.

3. Эгоцентризм.

4. Безответственность.

5. Отсутствие целей и смыслов.

6. Эмоциональная нестабильность.

7. Зацикленность на своей эмоциональной подавленности.

 Даня со всем написанным был согласен. Ему горько было это осознавать, но это был факт. Прозвучал звуковой сигнал. Моряки построились на палубе. Пришло время вручения дипломов. На улице стало уже темно, и яркое освещение создавало ощущение, что теплоход как другая планета в огромной галактике. Моряки громко называли имена ребят и вручали дипломы. Пригласили Даниила. Ему вручили диплом «Капитана палки». Когда он прочёл, ему нечего было сказать. Теплоход подошёл к берегу.

Капитан в рупор сказал: «Благодарю вас за путешествие! Занимайте свои судна по жизни и продолжайте свой маршрут. Желаю вам счастливого пути, капитаны!» Ребята сходили на берег, у некоторых на лицах отражались радость и счастье. Их лица светились в темноте, они были довольны собой и уверенные в себе. Но большинству ребят было не до веселья. Диплом «капитана» точно отражал его место в жизни и характер.    

Даня пришёл домой. Мама встретила его тёплыми словами. Он отдал ей свой диплом «Капитана палки» и результаты анкеты. Они закурили, погоревали. И решили, что всё дело «в костылях». Надо срочно от них избавляться. Мама в сотый раз сказала, что она очень сожалеет, что привлекала деда в няньки. 

 Решили начать с того, что Даня так же, как  и на корабле будет честен с собой и будет принимать факты такими, какие они есть. Будет решать проблемы, а не убегать от них. Решили, что надо найти цели в жизни. Без них никуда.  Ещё решили, что нужно воспитывать характер. Такой характер никуда не годится.  Отношения с людьми можно строить, когда сам в порядке.

 Дед был надёжной опорой, ничего не надо было делать. Всё детство прошло на костылях, а когда костылей не стало, настала пустота и беспомощность.

Даня пошёл в комнату, ему было не до сна. Он достал результаты анкеты и начал объяснить себе, почему его жизнь сложилась именно так:

1. Страх одиночества. Человек бывает одинок, когда он зависим. Несвободен. Зависимость лишает человека свободы.  Я зависим от «костылей». Надо от них избавиться, и страхов не останется.

2. Страх оказаться вытесненным. Страх, что кто-то займёт место.  Человек должен иметь своё место в жизни, с которого его никто не вытеснит, потому что это только его место. Надо найти своё место, и тогда уверенность не покинет меня.

3. Эгоцентризм. Я эгоист. Это так. Все мои закидоны отсюда. Я слишком много внимания уделяю себе. Ставлю себя выше всех. Надо воспитывать в себе уважение к людям.

4. Безответственность. Все мои проблемы от безответственности. Я не отвечаю за свои поступки. Надо воспитывать в себе ответственность и понимать, что за любые действия надо отвечать. 

5. Отсутствие целей и смыслов. Надо разобраться с целями. Без них некуда идти. Сейчас надо окончить школу и выбрать профессию, которая сделает меня счастливым.

6. Эмоциональная нестабильность. Я не хозяин себе. Мои эмоции взяли верх и рулят мною.

7. Зацикленность на своей эмоциональной подавленности. Получается, что я воспитываю в себе маньяка. Зацикленность – это маньячество в чём – либо. Управлять своими мыслями, идеями и контролировать их – вот  моя задача.

  Даня заснул. Ему приснился сон, что он стоит за штурвалом своей жизни. Играет любимая музыка. Он улыбается, чувствует силу в руках, и строго следуют заданному маршруту. На пути много препятствий, но он смело преодолевает их.

 «Костыли» остались в прошлом. Первое время они стояли в его комнате, и он ловил себя на мысли, что при случае он остро нуждается в них и ищет их, но спустя некоторое время он выкинул их из своей комнаты, и из жизни. 

Наталия Сурьева. 29.03.2016г.